+7 (775) 997 71 62 +7 (776) 383 14 70
Выбор правильного моторного масла может оказаться непростой задачей. Правильное моторное масло может предотвратить коррозию и перегрев, обеспечивая оптимальную работу вашего автомобиля на долгие годы. Однако неправильное моторное масло может привести к более быстрому выходу из строя вашего автомобиля или мотоцикла, что потребует более частого ремонта.
К счастью, существуют организации, которые контролируют рынок моторных масел и устанавливают стандарты для их спецификаций. Эти стандарты могут помочь водителям научиться выбирать моторное масло, а автопроизводителям — утверждать, какие масла лучше всего подходят для их двигателей.
Кто устанавливает спецификации моторного масла?
Современные двигатели оснащены функциями, специально разработанными для повышения эффективности и мощности, и ежегодно совершенствуются. Но вам по-прежнему необходимо моторное масло, разработанное для максимальной производительности и продления срока службы двигателя.
При покупке моторного масла вы можете увидеть на этикетках такие запутанные аббревиатуры, как API, ILSAC, JASO или ACEA. Это не отраслевой жаргон, добавленный для того, чтобы вас запутать. Организации используют их для мониторинга рынка моторных масел и установления стандартов спецификаций моторных масел. Спецификации позволяют водителям и производителям автомобилей оценить эксплуатационные характеристики и качество моторного масла.
Во-первых, вот несколько ведущих организаций, устанавливающих спецификации моторных масел по всему миру.
АПИИ
Американский институт нефти
API — одно из ключевых агентств, контролирующих спецификации моторных масел на североамериканском рынке. Спецификации масел API устанавливаются в соответствии с эксплуатационными характеристиками, экономичностью топлива и защитой от износа, которые масло обеспечивает вашему автомобилю. Спецификации моторных масел обозначаются буквами: S (Service) относится к бензиновым двигателям легковых автомобилей, а C (Commercial) — к дизельным двигателям коммерческого транспорта.
ИЛСАК
Международный комитет по стандартизации и утверждению смазочных материалов
ILSAC был основан членами ассоциаций американских и японских автопроизводителей для установления стандартов спецификаций масел для бензиновых двигателей. ILSAC в значительной степени основан на категориях обслуживания API, но в дополнение к стандартам API, ILSAC учитывает дополнительные характеристики, такие как повышение топливной экономичности и испытания на долговечность, которые могут потребовать более высоких эксплуатационных характеристик.
JASO
Японская организация по автомобильным стандартам
Мотоциклы уникальны тем, что в них не используется отдельное масло для коробки передач. Это может привести к проскальзыванию сцепления из-за модификаторов трения, что требует совершенно иных стандартов для моторного масла для мотоциклов.
Моторные масла, одобренные JASO, давно пользуются доверием мотоциклистов, стремящихся к наилучшему качеству своих мотоциклов. Они помогут вам подобрать оптимальный уровень предотвращения проскальзывания сцепления и снижения дымности выхлопных газов. JASO устанавливает стандарты для масел для двухтактных и четырёхтактных двигателей, обозначая их буквой M для четырёхтактных двигателей и буквой F для двухтактных, а также особые требования к двигателям со встроенной трансмиссией.
АСЕА
Association des Constructeurs Européens d’Automobiles (Ассоциация европейских производителей двигателей)
И наконец, контроль за моторными маслами на европейском рынке осуществляет ACEA, которая использует самые строгие европейские процедуры испытаний для определения качества и эксплуатационных характеристик масла. Спецификации подразделяются на последовательности A, B, C и E, где A охватывает требования к бензиновым двигателям легковых автомобилей, а B — к дизельным двигателям легковых автомобилей. Последовательность C предназначена для специализированных двигателей с системами нейтрализации отработавших газов, а E — для дизельных двигателей грузовых автомобилей.
При выборе моторного масла вы, вероятно, увидите некоторые из этих букв. Но поскольку автомобильная промышленность постоянно развивается, эти органы также меняют свои требования.
Актуальные спецификации моторного масла, на которые стоит обратить внимание
Чтобы идти в ногу с быстро развивающейся автомобильной промышленностью, эти комитеты регулярно обновляют свои стандарты. Эти обновления отражают самые передовые достижения в области мощности двигателей, топливной экономичности и снижения выбросов. Вот несколько новейших стандартов, за которыми стоит следить от каждого агентства, и их значение для вашего автомобиля. (по состоянию на 2025 год)
API SQ
API SQ — новейший стандарт масел для бензиновых двигателей, разработанный Американским институтом нефти. Он разработан на основе API SP и обеспечивает повышенную защиту и эффективность современных двигателей. Введённый в 2025 году, он отражает растущий спрос на масла, соответствующие новейшим технологиям двигателей. Это особенно актуально для систем с турбонаддувом .
API SQ вводит более строгие требования к эксплуатационным характеристикам по нескольким ключевым областям. Он усиливает защиту от преждевременного зажигания на низких оборотах (LSPI) и повышает чистоту при высоких температурах. Он также обеспечивает более эффективную защиту от износа таких компонентов, как цепи привода ГРМ. Кроме того, стандарт повышает топливную экономичность благодаря поддержке масел со сверхнизкой вязкостью, таких как SAE 0W-8 и 0W-12. Кроме того, он продлевает срок службы сажевых фильтров бензиновых двигателей за счет снижения содержания сульфатной золы.
API SQ сохраняет полную обратную совместимость, охватывая все предыдущие стандарты API. Это стимулирует разработку моторных масел для достижения большей защиты, эффективности и экологичности.
ILSAC GF-7
Ужесточение норм выбросов и рост популярности гибридных автомобилей обусловили необходимость обновления стандартов. В связи с этим Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов представил спецификацию GF-7, разработанную для высокоэффективных двигателей.
Чтобы удовлетворить растущий спрос на сверхнизковязкие масла и обеспечить более высокую чистоту двигателей, стандарт GF-7 поднимает планку в ключевых областях. Он улучшает защиту от LSPI и износостойкость цепи ГРМ, а также повышает чистоту поршней при высоких температурах. Новый стандарт также отвечает требованиям гибридных двигателей. Он также предъявляет дополнительные требования к защите от коррозии, низкотемпературному износу и стабильности масла.
Стандарт ILSAC GF-7 включает две подкатегории: GF-7A для масел стандартной вязкости и GF-7B для масел SAE 0W-16. Он также обеспечивает совместимость с маслами сверхнизкой вязкости, такими как SAE 0W-8 и 0W-12, что дополнительно повышает экономию топлива в современных автомобилях.
JASO T903 и M345
Стандарт T903 Японской организации по автомобильным стандартам гарантирует качество моторного масла для четырехтактных двигателей мотоциклов с 1998 года. Также был разработан стандарт M345 для двухтактных двигателей, который был введен в 1994 году и обновлен в 2024 году.
Стандарт T903 также подразделяется на две категории эксплуатационных характеристик. Существует JASO MA для мотоциклов с мокрым сцеплением и JASO MB для скутеров с автоматической коробкой передач. Для масел для двухтактных двигателей стандарт JASO M345 определяет четыре уровня эксплуатационных характеристик: FA, FB, FC и FD. FC представляет собой стандарт высокого качества, в то время как FD предлагает аналогичные преимущества при ещё более высоких требованиях к моющим свойствам. Пересмотр M345 2024 года был направлен на обновление процедур испытаний в связи со старением оборудования. Это было сделано для обеспечения надёжности и актуальности стандарта. Оба стандарта продолжают обеспечивать оптимальную защиту двигателя и эффективность сцепления для всех типов мотоциклов.
АСЕА 2024
В 2024 году Ассоциация европейских автопроизводителей (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles) обновила свои европейские классификации моторных масел. Это было сделано, главным образом, с учетом последних достижений в области двигателестроения и экологических норм. Подобно обновлениям стандартов API и ILSAC, новые требования ACEA делают акцент на улучшенной профилактике LSPI и усиленной защите от износа. Они по-прежнему содержат спецификации как для масел с высоким, так и с низким содержанием SAPS (сульфатной золы, фосфора и серы). Это позволяет производителям выбирать оптимальный уровень SAPS для своих автомобилей.
Одной из ключевых новых категорий является High SAPS A7/B7-24, разработанная для защиты бензиновых двигателей с турбонаддувом от LSPI и износа. Она также обеспечивает защиту от отложений в компрессоре турбокомпрессора (TCCD) для современных дизельных двигателей.
Еще одним важным дополнением является категория C6-24 с низким содержанием SAPS, ориентированная на масла 0W-20, обеспечивающие аналогичную защиту от LSPI и TCCD. Это способствует повышению топливной экономичности и долговечности системы снижения токсичности выхлопных газов.
Обновление ACEA 2024 года также включает пять новых строгих тестов для современных моторных масел, отменяя два старых теста для лучшего соответствия текущим требованиям к двигателям и более строгим нормам выбросов. Эти изменения отражают стремление ACEA повысить эффективность моторных масел, обеспечивая более высокий уровень защиты, эффективности и экологичности.